Петербургское образование

Дополнительная общеразвивающая программа «Олимпийская тропа»

Биология
Экология
Химия
Доступна оплата сертификатом
12 часов
Только платно
Очная
Средний
Описание программы

Программа «Олимпийская тропа» отвечает потребностям современных детей и их родителей, так как в настоящее время вопрос развития интеллектуальных способностей ребенка остается очень актуальным при работе с детьми. Задача любого педагога – это выявление одаренных детей, а также развитие способностей у детей с задатками. Одаренные дети всегда будут востребованы обществом, так как являются его «запасом интеллекта» в будущем, способствующим его развитию. Задача семьи – вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности имели возможность реализоваться. 

Одной из актуальных проблем современных учащихся, является неудовлетворение простой работой на уроке или со школьным учебником, такие учащиеся заинтересованы углубленным изучением предмета, с помощью специальной литературы, поиском ответов на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, что в настоящее время соответствует современным требованиям системы образования и социальному заказу общества. 

Программа опирается на теоретические знания, практические умения, полученные на уроках естественнонаучного профиля и личностный опыт учащихся.

Отличительной особенностью программы «Олимпийская тропа» является расширение деятельностного компонента и диапазона практических навыков. К настоящему времени обязательным условием регионального и заключительного этапов олимпиады, а также многих городски, региональных и всероссийских конкурсов естественнонаучной направленности, является наличие практического тура, который подразумевает умение работать с натуральными объектами, оптическими приборами (лупа, бинокуляр, микроскоп, бинокль); посудой, инструментами и реактивами (пипетка, пробирка, пинцет, бюретка, кислоты, растворы солей и т.д.); специальной литературой (определители растений и животных, сравнительные таблицы и т.д.). Таким образом формирует способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования в области естественных наук. 

Цель программы: развитие познавательной активности учащихся в области естественнонаучных дисциплин, подготовка к успешному участию в олимпиадах и конкурсах естественнонаучной направленности. 

Знания и умения

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

В результате процесса обучения у учащихся:

- разовьется целеустремленность и навыки самоорганизации и самоконтроля, способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории. 

- будет сфомирована активная гражданская позиция через углубленное знакомство с достижениями Российской науки.

Метапредметные результаты:

- разовьются интеллектуальные и творческие способности, навыки самоконтроля и самооценки знаний.

- разовьется познавательный интерес в области естественнонаучного знания.

Предметные результаты:

- углубятся, расширятся и систематизируются знания по предметам естественнонаучного цикла.

- повысится уровень знаний в области современных методов и методик проведения исследований, используемых в биологии, экологии и химии.

-  сформируются умения объяснять результаты биологических экспериментов, решать сложные и нестандартные задачи; 

Материально-техническое обеспечение обучения

Материально-техническое оснащение:

- просторное, хорошо освещенное помещение для занятий – 1 шт;

- отдельное место для каждого ребенка – 18 столов

- оборудование: доска настенная (1 шт), интерактивная доска (1 шт), ноутбук (1 шт), проектор (1 шт), экран (1 шт), шкафы.

- схемы и плакаты по экологии, биологии и химии. 

- лабораторное оборудование: 

- лупа (10 шт), 

- микроскоп (7 шт), 

- бинокль (7 шт), 

- лабораторное оборудование для химических экспериментов (7 комплектов), 

- наборы химических реактивов

- комплект микропрепаратов по биологии

Общие сведения
Режим занятий
2 раза в неделю по 2 часа (1 час = 45 минут)
Возраст обучающихся
От 12 до 15
Срок обучения
6 дней
Объём программы
12 часов
Тип программы
Общеразвивающая
Направленность
Естественнонаучная
Содержание программы
Раздел (тема):Содержание:
Тема 1: Вводное занятие. Знакомство с олимпиадами и конкурсами различного уровня по предмету.

Теория: Что такое олимпиады. Чем олимпиады отличаются от конкурсов? Какие олимпиады и конкурсы существуют. Отличие очных и дистанционных предметных олимпиад и конкурсов. Обсуждение опыта участия прошлых лет. 

Практика: Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. Разбор заданий разных этапов олимпиады. Работа с сайтами сети Интернет. Знакомство с платформами: «Сириус», «Фактор роста», «Мир конкурсов от Уникум».

Форма контроля: Анкетирование, беседа (Приложение 1)

Тема 2: Знакомство с олимпиадными заданиями

Теория: Как подготовить сложный план. Сделать вывод, резюме. Принципы работы с дополнительной литературой. Особенности составления письменных конспектов. 

Практика: Решение олимпиадных задач открытого типа. Формирование навыков работы со специальным оборудованием. Разбор практических заданий по темам. 

Решение олимпиадных задач закрытого типа. Практические занятия по определению и узнаванию видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления коллекций, работы с реактивами, проведения качественных реакций. 

Форма контроля: Решение задач, практическая работа (Приложение 2)

Тема 3: Теоретико-практические туры олимпиад и конкурсов

Теория: Что такое теоретико-практический тур? Правила составления аннотации. «Подводные камни» практических туров олимпиад.

Практика: Составление аннотации. Решение олимпиадных заданий практического тура.

Форма контроля: Практическая работа (Приложение 3)

Тема 4: Использование различных методов решения при выполнении олимпиадных заданий

Теория: Что такое тренинг, и для чего он нужен? Комбинированный метод решения задач.

Практика: решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня. 

Форма контроля: Решение задач, практическая работа (Приложение 4)

Тема 5: Итоговое занятие.

Теория: Консультации по наиболее трудным вопросам. Обсуждение в группе.

Практика: Итоговое тестирование учащихся по заданиям олимпиад прошлых лет. 

Форма контроля: Итоговое тестирование

Место проведения
Невский193318, город Санкт-Петербург, Союзный проспект, дом 5, корпус 2, строение 1.
193318, город Санкт-Петербург, Союзный проспект, дом 5, корпус 2, строение 1.
Россия, 193230, г. Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, дом 10, корпус 2, строение 1.
691@obr.gov.spb.ru